ФАС решила заработать репутацию жесткого регулятора первым же тарифным решением: тариф для “Транснефти” будет повышен в 2016 году только на 5,76%. Это меньше даже нижней границы обсуждавшегося диапазона. Теперь “Транснефть” в течение трех недель будет думать, где ей взять средства для расширения ВСТО, под которое “Роснефть” уже заключила контракты с китайцами. По мнению аналитиков, госкомпании придется либо урезать другие расходы, либо увеличивать долг, пишет “Коммерсантъ”.
ФАС решила проиндексировать тариф “Транснефти” на прокачку нефти на 2016 год только на 5,76%, сообщили в службе и подтвердили в “Транснефти”. Индексация оказалась ниже самых мрачных ожиданий госкомпании, поскольку до сих пор в качестве нижней границы рассматривался рост тарифа на 6,12%, тогда как сама “Транснефть” хотела 10,7%. По данным издания, логика ФАС заключалась в том, что тариф компании по распоряжению правительства от марта 2014 года должен индексироваться на 90% от ожидаемой инфляции. Минэкономики недавно понизило прогноз по инфляции на 2016 год с 6,8% до 6,4%, поэтому тариф вырастет меньше. Сама компания подчеркивает, что в 2015 году инфляция ожидалась на уровне 7,5%, а реально будет 12,2%, то есть тариф нужно индексировать по фактической инфляции.
По словам собеседников, жесткое решение ФАС вызвало крайне негативную реакцию в “Транснефти”, в том числе и потому, что было принято неожиданно и без предварительных консультаций, к которым естественные монополии привыкли при работе с ФСТ (была слита с ФАС в июле). Вчера до заседания правления ФАС состоялся совет потребителей “Транснефти” (в него входят крупнейшие нефтяники), согласившийся с идеей повысить тариф на 10,7%. Деньги нужны для ускоренного расширения ВСТО до мощности 80 млн тонн к 2020 году, под которое “Роснефть” уже заключила с китайскими компаниями экспортные контракты. В середине октября советник президента “Транснефти” Игорь Демин говорил, что повышение тарифа даже на 6,12% не позволит выполнить задачу расширения ВСТО в срок. Вчера господин Демин сказал, что компании потребуется две-три недели, “чтобы понять, из каких ресурсов” можно “выполнить задачу, заложенную в инвестпрограмме и решениях правительства”.
По данным издания, ФАС предложила “Траснефти” сделать “договорной тариф” для расширения ВСТО, чтобы не перекладывать расходы на всех потребителей. Уже сейчас индексация тарифа по ВСТО идет быстрее, чем по основной системе (в 2015 году на 7,5% против 6,75%). Но, по мнению участников рынка, против такой идеи будет “Роснефть”, которая является главным пользователем ВСТО. В “Роснефти” и “Транснефти” отказались от комментариев по поводу “договорного тарифа”. “По ВСТО особенных вариантов нет, его нужно расширять в срок”,— отмечает Алексей Кокин из “Уралсиб Кэпитал”. По его подсчетам, разница между индексацией на 6,12% и 5,76% составляет для “Транснефти” всего около 2 млрд руб. потерь выручки, но разница между 5,76% и 10,7% уже более существенна — около 28 млрд руб. “Вариантов у компании немного: либо сокращать другие расходы, либо увеличивать долг, но это дорого”,— поясняет аналитик. Сейчас доходность рублевых биржевых облигаций “Транснефти” составляет около 11% годовых, при этом компания находится под санкциями и, по данным издания, не хочет увеличивать рублевые заимствования, считая ставки непривлекательными с учетом рентабельности своих проектов. По мнению Александра Назарова из Газпромбанка, вариантом для “Транснефти” в ситуации меньшего роста тарифов может стать корректировка инвестпрограммы.
|